Не так давно в Приднестровской Молдавской Республике состоялось интересное исследование в области права, которое по своей сути вытекло из общего мониторинга приднестровских организаций, регулярно проводимого Приднестровским республиканским банком в виде анкетирования. Из материалов, опубликованных в Вестнике Приднестровского республиканского банка № 9 2008 года, можно сделать любопытные выводы, как о самом исследовании, так и состоянии правовой системы Приднестровья. Несколько слов о методологии. Порядок проведения мониторинга предприятий реального сектора включает процедуру определения репрезентативной выборки организаций, участвующих в исследовании, и разработку анкеты, содержащей вопросы, обобщенные в тематические блоки. Интересующий нас опрос проводился среди крупных промышленных предприятий, объем производства которых, в совокупности составляет не мене 50% от общего выпуска соответствующей отрасли. В обследовании за первое полугодие 2008 года приняли участие 45 хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых в общем объеме промышленного выпуска превысила 80%. Для целей мониторинга Приднестровским республиканским банком выработана практика преемственности вопросов, входящих в основной блок анкеты, при этом в зависимости от текущей ситуации, наметившихся тенденций или актуальности в анкету включаются соответствующие дополнительные блоки. Это относится, в частности, к представленной ниже информации по нормативно-правовой тематике. Руководителям предприятий было предложено оценить по пятибалльной шкале действующее законодательство, регулирующее различные правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности (от 1 – крайне низкий уровень, до 5 – оптимальный). Результаты опроса свидетельствуют об оценке законодательства на среднем уровне – частота выставления респондентами оценок "удовлетворительно" и "хорошо" в отношении каждой отрасли права находилась в диапазоне 66-96%. При этом, условный рейтинг возглавила единодушная позиция в отношении арбитражного права – 95,7%. Это единственная отрасль права, которой опрошенными не были поставлены оценки "крайне неудовлетворительно" и "неудовлетворительно". Самыми плохо проработанными отраслями права (с наибольшим удельным весом оценки "1"), по мнению анкетируемых, стало законодательство, регулирующее: лизинговую деятельность (16,7%), внешнеэкономическую деятельность (17,2%), законодательство в сфере ценных бумаг (18,2%). Лидирующие позиции по полученным минимальным оценкам, характеризующие низкий уровень удовлетворенности законодательством, заняли нормативно-правовые акты, регламентирующие интеллектуальную собственность (21,0% от числа опрошенных, поставивших оценку "1"). Остальные отрасли права (кроме арбитражного законодательства) получили негативную оценку в пределах от 2,5 до 10,0%. Руководителями высоко были оценены отрасли законодательства и признано оптимальным влияние нормативных актов на деятельность предприятий в следующих сферах (исходя из доли наивысшей оценки "5"): арендных отношений (20,7%), бухгалтерского учёта и отчётности (16,2%), и в сфере налогового законодательства (16,7%). Более того, налоговое законодательство получило меньше всего низших оценок (2,8%) наряду с такими отраслями, как трудовое, земельное законодательство и законодательство в сфере бухгалтерского учёта. Единственной отраслью по которой ни одним респондентом не была выставлена оценка "оптимально", стало законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность. Отчасти, данная позиция, свидетельствующая о неудовлетворенности хозяйствующих субъектов условиями и ограничениями, определяемыми законодательными актами в данной сфере, может объясняться затруднённым доступом на зарубежные рынки, диктуемым зачастую внешними факторами. Вместе с тем, подчеркнём, что почти 2/3 опрошенных руководителей оценили внешнеэкономическое регулирование как удовлетворительное, 24,1% признало законодательство в данной сфере близким к оптимальному. Самым противоречивым оказалось законодательство в сфере имущественных отношений, которому 10,0% опрошенных выставили оценку "1", в то время как успехи в данной отрасли в виде наивысшего балла отметило 16,7% анкетируемых. Частотой изменений нормативно-правовых актов неудовлетворён каждый второй респондент, 47,4% опрошенных считает, что данный элемент институциональной среды требует совершенствования, и только каждый двадцатый позитивно рассматривает вносимые корректировки, как необходимые для урегулирования возникающих пробелов в законодательстве (Таблица № 2). С разной степенью оценки была прокомментирована чёткость и однозначность нормативных актов: ¾ респондентов поставили "2" и "3" балла, 15,0% – отметку "4". Полярные мнения распределились в сторону негативного отношения к формулировкам актов законодательства – 7,5%, действующее законодательство понятно и однозначно лишь для 2,5%, что является наименьшей долей оценки "5" среди всех элементов институциональной среды, по которым выяснялось мнение респондентов. Наибольшая удовлетворённость была высказана в отношении частоты проверок – 92,8% анкетируемых рассматривают периодичность проведения проверок, как приближенную к оптимальной. Самая высокая частота выставления низших оценок ("1") сложилась в отношении объёма требуемой отчётности – 25,0%. Повышенный уровень бюрократии регулирующих служб отметил каждый пятый руководитель, в то время как на её отсутствие указало лишь 5,6% опрошенных. Доступность своевременной и полной информации о правилах осуществления деятельности отметили 78,3% руководителей, участвующих в анкетировании, а 8,1% считают получение интересующей информации затруднительным. На нормативную и организационную проработанность в сфере оспаривания решений контролирующих органов указали 71,0% респондентов. В плоскости решения конфликтных ситуаций 82,9% руководителей отметили удовлетворительную организацию работы регулирующих служб, 17,1% рассматривают данную позицию как требующую развития и совершенствования. Более ¾ анкетируемых удовлетворены компетентностью сотрудников регулирующих служб.
|