26 марта 2007 года Президентом Приднестровской Молдавской Республики было подписано Распоряжение N 240рп о направлении в Конституционный суд запроса о проверке конституционности пункта 6 статьи 13 Закона Приднестровской Молдавской Республики "Об основах обязательного социального страхования", пункта 1 и подпункта "в" пункта 3 статьи 10 Закона Приднестровской Молдавской Республики "О Государственном пенсионном фонде Приднестровской Молдавской Республики", пункта 1 и подпункта "в" пункта 2 статьи 8 Закона Приднестровской Молдавской Республики "О Государственном фонде обязательного социального страхования Приднестровской Молдавской Республики" (в САЗ 07-14). Это событие знаменательно тем, что свидетельствует об очередной попытке Президента Приднестровской Молдавской Республики усмирить чрезмерную активность Парламента - Верховного Совета Приднестровья, в котором большинство мест занимают представители партии «Обновления» (читай «Шериф»). В последнее время в Приднестровье сложилось мнение, что по форме правления наша республика стала de facto парламентской, что Президент Приднестровской Молдавской Республики день ото дня теряет бразды правления, в то время как политическая сила и экономическая мощь компании «Шериф» неумолимо растет. Это мнение подкрепляют и последние законодательные инициативы Парламента, направленные, в частности, на изменение регулирования отношений в области государственной безопасности и правоохранительной деятельности, экономической и бюджетной областях. Параллельно с процессами, направленными на изменение действующего законодательства, Парламент ввел институт Уполномоченного по правам человека при Верховном Совете, как дополнительный механизма воздействия на исполнительную ветвь государственной власти Приднестровья, расширил возможности участия депутатов в работе различных государственных комиссий, фондов (т.е. наделил депутатов полномочиями вне стен Парламента), предпринял и иные меры, существо которых четко характеризует направленность Парламента на усиление своих позиций среди других органов государственной власти. Эта активность Парламента, разумеется, нравится не всем государственным мужам, что предопределило выработку некоторых мер сдерживающего характера, проведение контр-мероприятий со стороны исполнительных органов власти. Одним из таких мероприятий стало направление упомянутого запроса в Конституционный Суд Приднестровской Молдавской Республики, что, разумеется, приведет к судебному разбирательству на высшем (конституционном) уровне. Ознакомление с запросом позволило установить, что основным его лейтмотивом является аргумент о нарушение Верховным Советом принципа разделения властей. Рассмотрим этот момент поподробнее. Итак, Президент Приднестровской Молдавской Республики согласно этому запросу в Конституционный Суд считает, что положения оспариваемых Законов приняты в нарушение статей 6 и 55 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, закрепляющих один из основных принципов государственного устройства - принцип разделения властей. В настоящий момент в состав ряда органов управления (Правление Государственного пенсионного фонда, Правление Государственного фонда обязательного социального страхования), а также некоторых других органов (Банковский Совет Центрального банка, Комиссии по разгосударствлению и приватизации) действительно введены представители законодательного органа государственной власти с правом решающего голоса. Учитывая тот факт, что органы указанных Фондов осуществляют управление государственными финансами, то есть осуществляют функции, отнесенные Конституцией к ведению исполнительных органов государственной власти, разработчики запроса считают очевидным вмешательство органа законодательной ветви власти в компетенцию исполнительных органов власти, что противоречит статье 55 Конституции (не могут быть объединены в руках одного органа полномочия двух или трех ветвей власти). Настоящий запрос направлен в Конституционный Суд в порядке реализации Президентом Приднестровской Молдавской Республики права, как гаранта Конституции, оспаривать конституционность принимаемых Верховным Советом законов и, по мнению исполнительных органов власти, имеет своей целью устранить нарушения Конституции Приднестровской Молдавской Республики со стороны законодательного органа Приднестровской Молдавской Республики. Теперь осталось узнать, чем же закончится спор о компетенции высших органов государственной власти...
|