Известные юристы поделились с корреспондентами "Времени новостей" своим мнением об изменении полномочий прокуратуры и перспективах создания Следственного комитета в РФ. Юрий СИНЕЛЬЩИКОВ, бывший первый зампрокурора Москвы: -- Принятие этого закона приведет к усилению президентской власти и к ослаблению прокуратуры. Это явление очень опасное. Те, кто утверждал и продвигал закон, говорили, что теперь прокуроры не смогут брать взятки. Правильно, некоторые нечестные прокуроры за счет своей власти обогащались, это не секрет. Но, с другой стороны, усиливается влияние других ведомств, которые теперь могут спокойно вертеть делами так, как они захотят, и прокурор практически не может повлиять на это. Уголовные дела теперь будут чаще инициироваться специально с целью получения денег. Это есть и сейчас, но не в таких масштабах. Теперь у прокурора связаны руки. Это опасно для общества, мы скоро убедимся в этом. Генри РЕЗНИК, президент адвокатской палаты Москвы: -- Так, как это сделано, может принести только вред. Теперь фактическую ликвидацию прокурорского надзора можно компенсировать только усилением судебного контроля. В настоящее время это представляется абсолютно невозможным при стилистике нашей судебной системы, которая практически всегда стоит на стороне следствия. Поэтому уровень защищенности прав граждан в уголовном процессе сильно снизится. Юрий БАГРАЕВ, генерал-майор юстиции в запасе, бывший сотрудник Главной военной прокуратуры: -- Эта идея не нова. Я только за подобную реформу. Нужно понимать, что это лишь первый шаг. Речь идет о создании единого следственного аппарата, который должны утвердить уже к 1 января 2008 года. Его рабочее название -- Федеральная служба расследований. Эта структура объединит все следственные аппараты: прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСКН. И это прекрасно. Наконец-то мы возродим профессию следователя. Надеюсь, что благодаря этому закону появятся профессионалы, а значит, повысится качество расследования дел. Я считаю, что единая следственная структура -- единое соблюдение законов. Все будут работать за общее дело, не будет ведомственной раздробленности. Противники этой идеи говорят, что следствие вывели из прокурорского надзора. Но ведь раньше прокуратура одной рукой расследовала, а другой сама за собой надзирала, чему также возмущались. А теперь вместо прокурорского надзора будет внутренний ведомственный контроль. Как это пойдет, не знаю. Но, во всяком случае, хуже уж не будет. Михаил БУРМИСТРОВ, член Московской коллегии адвокатов: -- Дело не в том, как организовать работу, а в том, чтобы люди неукоснительно выполняли предписание закона. Все забыли о международных нормах, в основе которых лежит принцип презумпции невиновности. Вот если это будет исполняться в нашей стране, то мне все равно, кто будет вести следствие -- милиция или, к примеру, пожарные, главное, чтобы это делалось профессионально и законно. Пока же, как я считаю, эти изменения приведут к еще худшему. Время покажет, может, я и ошибаюсь. Михаил ХАЙМОВИЧ, член Петербургской объединенной коллегии адвокатов: -- На заседании комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам замгенпрокурора Сабир Кехлеров заявил, что представленный вариант законопроекта противоречит Конституции и международным нормам и его принятие приведет к масштабным нарушениям прав человека. Такая точка зрения характерна для некоторых сотрудников прокуратуры, которые теперь теряют часть политического влияния. Это влияние было основано на возможности возбуждения уголовных дел против чиновников и предпринимателей, которых выводят из игры или которые в результате становятся более «сговорчивыми». Некоторые эксперты считают, что создание СК -- действие, направленное на борьбу с коррупцией, поскольку следователь, ведущий дело, и прокурор, представляющий обвинение в суде, не будут скреплены ведомственными узами. На мой взгляд, обе точки зрения грешат категоричностью. Нарушения Конституции или международных норм в положениях закона я не увидел, а уж нарушений прав человека в ходе уголовного преследования и ранее было предостаточно. Общий уровень коррупции в стране предполагает участие правоохранительных органов в процессе перераспределения собственности. Теперь «главными по зачистке» станут следователи СК, а не прокуроры. Такими методами коррупцию не искоренишь и на малую толику. Дело в том, что прокурорская система построена централизованно, где нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, наверху -- генеральный прокурор. И сейчас в рамках Генпрокуратуры имеется следственная часть, следственное управление. Переименование не придаст независимости, просто внутри прокуратуры возникнет отдельная мощная структура, деятельность которой будет определяться не генпрокурором, а начальством повыше. Вспомните, сколько раз в советское время разукрупняли совхозы или парткомы, сколько раз меняли структуру правительства в новой России. От этого экономика развивалась, или чиновников меньше становилось, или они меньше брать стали? Так же и здесь. Просто перед выборами идет тонкая настройка «вертикали», чтобы не подвела. ________________________________________ Что больше не сможет делать прокурор -- Возбуждать уголовные дела. -- Отказывать в возбуждении уголовного дела. -- Проводить предварительное расследование и участвовать в нем. -- Давать согласие следователю на возбуждение уголовного дела. -- Давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании или отмене меры пресечения. -- Отстранять следователя от дальнейшего производства расследования. -- Утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу. -- Приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу, отменять постановление следователя о прекращении предварительного следствия и возобновлять его. -- Задерживать подозреваемого на 48 часов в качестве меры процессуального принуждения -- Избирать меру пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого. -- Освобождать подозреваемого. -- Уведомлять родственников подозреваемого о его задержании. -- Вызовы прокурора больше не обязательны для подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов, понятых и гражданских ответчиков. -- Признавать лицо потерпевшим по делу, гражданским истцом и гражданским ответчиком. -- Обеспечивать подозреваемого или обвиняемого по его просьбе защитником. -- Привлекать понятого для удостоверения факта производства следственного действия. -- Ходатайствовать перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Продлевать сроки содержания под стражей. Отменять и изменять меру пресечения. -- Применять к подозреваемому, обвиняемому иные меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество. А к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту переводчику и понятому -- обязательство о явке, привод и денежное взыскание. -- Принимать ходатайства от всех участников предварительного следствия о производстве процессуальных действий для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. -- Признавать за лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию. -- Проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, принимать по нему решение, требовать документальных проверок и ревизий. -- Направлять уголовные дела для производства предварительного расследования, соединять их и выделять в отдельное производство. -- Требовать от следователей согласования с ним постановления о возбуждении уголовного дела. -- Получать от следователей после возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий это уголовное дело. -- Продлять срок предварительного расследования. -- Принимать решение о производстве предварительного следствия в случае его сложности или большого объема следственной группой. -- Давать санкцию следователю на выемку документов, содержащих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. -- Устанавливать вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут стать основанием для возобновления производства по уголовному делу, проводить по ним расследование. -- Вступать с инициативой возбуждения уголовных дел в отношении особой категории лиц: членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и других уровней, генпрокурора, прокурора, судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного суда и иных судей, председателя Счетной палаты, его заместителей и аудиторов, в отношении уполномоченного по правам человека РФ, в отношении прекратившего свои полномочия президента и кандидата на этот пост, членов избиркомов и др. Что прокурор делать сможет -- Осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Право прокурора перепоручать это в отдельных случаях дознавателям или следователям теперь отменено. -- Осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. -- В ходе досудебного производства уполномочен: -- проверять исполнение требований федерального закона при приеме сообщений о преступлениях; -- выносить постановление о направлении соответствующих материалов в следственные органы и органы дознания для решения вопроса об уголовном преследовании; -- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений закона, допущенных в ходе следствия и дознания; -- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования; -- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании или отмене меры пресечения; -- отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя; -- рассматривать информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; -- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения; -- отстранять дознавателя от расследования; -- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю; -- передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому по подследственности; изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю СК при прокуратуре; -- утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу; -- возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков. -- В случае несогласия следователя с требованиями прокурора прокурор вправе обратиться с этими требованиями к руководителю вышестоящего следственного органа. Если и тот не дает согласия, то прокурор вправе обратиться с этим к председателю СК. Если и тогда прокурор получает отказ, то может обратиться со своими требованиями к генпрокурору, решение которого будет окончательным. -- Давать согласие на производство дознавателем соответствующих следственных и иных процессуальных действий. -- Давать согласие дознавателю на возбуждение уголовных дел частного и частно-публичного обвинения. -- Давать отвод дознавателю. -- Рассматривать жалобу в течение трех суток со дня ее получения. -- Поручать органам дознания проводить проверку по сообщению о преступлении, распространенному в СМИ. Требовать от редакции передать имеющиеся в распоряжении соответствующего СМИ документы и материалы. -- Незамедлительно получать копии постановления следователя и дознавателя о возбуждении уголовного дела. Признавать такие постановления незаконными и необоснованными и в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменять постановление о возбуждении уголовного дела -- Принимать жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления. -- Определять подследственность при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования. -- Разрешать споры о подследственности уголовного дела. -- Рассматривать поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение десяти суток принять по нему одно из следующих решений: об утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд; о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями. -- Отменять меру пресечения в виде заключения под стражу, если установит, что следователь нарушил установленные кодексом правила соблюдения сроков заключения, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек. Подготовила Екатерина КАРАЧЕВА
|